Лекарства по алфавиту

Развитие внимания у ребенка - упражнения и игры

Развивающие упражнения с детьми

С рождения человек должен пройти обширное обучение и развитие своих навыков, которые помогут ему в будущем жить полноценно в обществе. Процесс социализации происходит благодаря внимательности, обучаемости, гибкости, целенаправленности и многим другим качествам. Вот почему родители, бабушки и дедушки должны направить все силы на развитие всех интеллектуальных способностей ребенка, в число которых входит развитие внимания.

Что такое внимание? Это целенаправленное осознание и восприятие окружающего мира. Внимание бывает осознанным и неосознанным. Обычно человек пользуется неосознанным вниманием, когда на глаза попадаются предметы, выделяющиеся на фоне остальных и согласующиеся с его мировоззрением и ценностями. Осознанное внимание проявляется, когда человек намеренно сосредотачивает его на конкретном предмете, например, на буквах во время прочтения или на собеседнике, с которым в данный момент общается.

Очень важно, чтобы ребенок мог управлять своим вниманием. Это осуществляется благодаря практике, которую должны проводить родители при занятии с малышом. Чем раньше начнется развитие памяти и внимания, тем быстрее у ребенка появятся нужные навыки. Ведь помним о том, что в молодом возрасте намного легче учиться, чем исправлять ошибки в более зрелом периоде.

Умения для развития внимания

Внимание является абстрактным понятием, которое можно лишь прочувствовать, но не пощупать. Как объяснить ребенку, что называется вниманием? Это сделать достаточно сложно. Лишь на практике человек проявляет умения, которые отображают суть процесса. Развитие внимания, по мнению психологов, возможно при наличии следующих трех умений:

  1. Следование инструкции.

Ребенок должен четко и многократно проговаривать инструкцию, которой он обязан придерживаться при выполнении определенного задания. В каждом процессе имеется своя последовательность. Хорошо, если ребенок не только заучивает, но и хорошо понимает, что от него требуется. Это становится видно и в такие минуты, когда он может помочь другим деткам вспомнить инструктаж.

Инструкции следует придерживаться, однако можно вводить новые правила и рекомендации, что осуществляется по ходу дела. Если ребенок научается контролировать процесс по мере перехода от одного пункта к другому в представленной инструкции, это делает его внимательным.

  1. Постепенное усложнение инструкции.

Естественно, когда ребенок получает сложную задачу и не сразу может ее выполнить до конца. Здесь рекомендуется разделить задачу на несколько составляющих, выполнение которых и позволит справиться с заданием. Здесь ребенку дается инструкция, которой он придерживается посредством проговаривания вслух или молча.

По мере того как ребенок справляется с простыми задачами, их можно усложнять. Также здесь меняется и инструкция, что должно осознаваться ребенком.

  1. Самоконтроль.

Внимательность заключается в том, что ребенок способен себя контролировать. Он вслух или молча проговаривает себе, что будет делать. Таким образом он направляет свое внимание. При достижении успешных результатов данный фактор может быть поощрен.

Виды внимания

Рассеяность у ребенка

Выделяют два вида внимания, которые отмечаются у ребенка:

  1. Внешнее внимание. Оно проявляется с младенчества, когда малыш движениями глаз, поворотами головы в сторону, замиранием взгляда на конкретном предмете обозначает, на что он смотрит. Внешнее внимание обращено на предметы, окружающих людей, явления. Это можно отметить по тому, на что смотрит ребенок, фиксирует внимание или за чем следит.
  2. Внутреннее внимание. Оно обращено на собственные мысли, фантазии, образы в голове. Данное проявление трудно распознать по внешним признакам. Отличительным является замирание ребенка, взгляд в пустоту. Это может произойти в любой момент, например, во время игры или выполнения какой-либо деятельности. Следует отличать сосредоточенность внимания на собственных мыслях и рассеянность. В первом случае ребенок замирает, во втором – просто начинает заниматься другими делами.

Важно развивать оба вида внимания, поскольку они значимы. Человек постоянно должен на что-то обращать внимание во внешнем мире. Способность концентрировать его на нужном явлении или объекте позволяет получать нужную информацию извне.

Иногда человеку важно погружаться в собственные мысли или фантазировать. Данный процесс развивается чуть позже, нежели внешнее внимание. Однако способность ребенка фантазировать и мечтать уже говорит о том, что внутренний вид процесса тоже развивается. Ярким примером проявления внутреннего внимания является способность ребенка отображать образы в голове на листке бумаги с помощью рисования.

Упражнения и игры на развитие внимания у детей

Развитие внимания осуществляется посредством игр и деятельности, которую взрослые могут использовать. Внимательность развивается, с нею не рождаются. Приведенные упражнения подходят для дошкольников любого возраста.

«Пуговицы»

Каждой стороне выдается одинаковый набор инструментов: пуговицы и разделенные на клетки поля. Ведущий должен расположить 3 пуговицы на любых клетках поля в произвольном порядке, при этом ребенок должен запомнить данное расположение. Затем листком бумаги поле ведущего закрывается от глаз ребенка и предлагается ему расположить на своем поле пуговицы так же.

Игра в пуговицы

Данное упражнение позволяет заняться развитием не только внимания, но и памяти (запоминание), мыслительных процессов, пространственного восприятия.

«Лишняя буква»

Ребенку дается любая статья из газеты или журнала. Его задачей становится зачеркнуть определенную букву, которую назовет ведущий, к примеру, букву «А». Ребенок просматривает текст и в каждой строке зачеркивает названную букву. Время и ошибки фиксируются ведущим.

Усложнить задачу можно добавлением еще одной буквы, которую следует подчеркивать, либо определением условий, когда необходимо зачеркивать первоначальную букву (например, когда перед ней находится буква «Г»).

«Где чей домик?»

Ребенку предлагается взглянуть на рисунок, где изображено 5 животных и 5 различных домиков, соединенных с каждым животным линией. Эти линии перепутаны между собой. От каждого животного идет одна линия к конкретному домику.

Ребенок должен взглядом провести от животного по линии к тому домику, с которым он соединен, и назвать его. Если сложно проводить взглядом, тогда позволяется это делать с помощью карандаша. Однако потом все же следует его отложить и предложить ребенку выполнить задание взглядом.

«Менялки»

В данную игру играет несколько детей. Все они встают в круг, и каждому дается игрушка. Обговаривается количество попыток, когда игрок, который будет водящим, может ошибиться.

Игра заключается в следующем: выбирается один водящий среди детей, который должен повернуться к остальным - спиной. В это время остальные дети обмениваются между собой игрушками 1 раз. Как только обмен произошел, водящий поворачивается к детям и угадывает, кто с кем обменялся какими игрушками.

Здесь приведено лишь несколько заданий, которые помогают в развитии внимания. На самом деле все, что помогает в концентрации и осознанном переключении взгляда ребенка, является полезным. Можно играть в элементарную игру, когда по мере прогулки ребенок должен сосчитать количество красных мимо проезжающих автомобилей, а потом назвать его родителям. Если число совпало с количеством, которое насчитал родитель, значит, ребенок выиграл.

Поделиться: